Пятница, 17.05.2024, 07:50
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2009 » Ноябрь » 16 » Система воспитания Никитиных
14:02
Система воспитания Никитиных

Никитиных многие называют классиками семейной педагогики. Никитины считали первый год жизни главным в воспитании и развитии детей - они сравнивали его со «стартовой площадкой». Способ общения, избранный взрослыми, влияет не только на развитие его способностей, но и на формирование характера.

Система воспитания Никитиных включает в себя:
- Активное физическое развитие
- Раннее развитие природных способностей
- Создание условий для опережающего развития ребёнка
- Заинтересованность родителей

Никитины пришли к выводу: физическое развитие ребёнка напрямую связано не только со здоровьем, но и с развитием интеллекта. Чем активнее ребёнок двигается, тем активнее развивается его мозг, а при создании определённых условий – и интеллект.

В каждом здоровом ребёнке заложен огромный потенциал для развития любых способностей. Чем старше он становится, тем больше усилий требуется для их развития - или возрождения. НУВЕРС, или Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей, - процесс, суть которого Б. Никитин объяснял так: Если определённые способности не развиваются, то возможности их развития начинают утрачиваться. Никитины заметили, что у детей раньше развиваются те качества, для которых созданы соответствующие условия, что полностью зависит от родителей. Так создаётся особая среда , которая называется развивающей. Чтобы создать развивающую среду, можно использовать развивающие пособия. Вот небольшой список того, что предлагают Никитины: разнообразные книги, математические таблицы сотни и тысячи, буквы, плакаты по различным областям знаний, измерительные приборы, конструкторы, развивающие игры, музыкальные инструменты, предметы для рисования, лепки, ручного труда.

По мнению Никитиных, в общении с ребёнком взрослые традиционно допускают 2 ошибки. 1 ошибка – гиперопёка и перегрузка. Постоянный контроль, непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребёнка не остаётся. 2 ошибка – родители не уделяют ребёнку должного внимания. Это означает, что общение с малышом сводится только к тому, чтобы его накормить, напоить, уложить спать. Такой подход ведёт к депривации ( психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и в итоге – к умственной отсталости. Это крайности и необходима «золотая середина». Поэтому важно научиться не делать за своего малыша то, что он может сделать сам.

Особое место среди учебных пособий, которыми окружили Никитины своих детей, занимали развивающие игры, названные ими «ступеньками творчества». Главное отличие развивающих игр – их многофункциональность и безграничный простор для творчества. Каждая игра – это набор задач, которые ребёнок решает. Уровней сложностей несколько. Постепенное возрастание сложности задачи способствует развитию творческих способностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствовать свои творческие способности. Результат всегда видимый и осязаемый. Это позволяет ребёнку самому проверять точность выполнения заданий. Игры Никитиных не являются чем-то застывшим, своего рода догмой. Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать;…такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет успешнее…, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".Необходимым условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с ними. Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы "избавиться" от ребенка на некоторое время. Это игры для совместного времяпрепровождения.

Основная цель Никитиных – развитие интеллекта, изобретательских и исследовательских способностей. Методика обучения чтению, обсуждение произведений искусства подробно Никитиным не рассматриваются. Их авторские развивающие игры в основном предназначены для логики и памяти, построения образов. Но этого недостаточно. Для всестороннего развития малышу обязательно нужны кубики, куклы, плюшевые игрушки, ролевые игры.

Ребёнок, воспитывающийся по системе Никитиных, свободен в выборе. У родителей должна быть только одна цель: не мешать ребёнку, а помогать ему, не давить, стремясь воплотить свои педагогические замыслы, а создавать условия для развития, ориентируясь на самочувствие и желание малыша. Цель раннего развития ребёнка – не воспитание гения, а создание условий для того, чтобы развить задатки малыша, воспитать его творческой, интеллектуальной личностью с богатым внутренним миром. И этим система Никитиных, бесспорно интересна и полезна.

Категория: Развивающие методики | Просмотров: 1725 | Добавил: kleschov | Теги: никитин | Рейтинг: 0.0/0