14:35 Методика Зайцева |
Николай Александрович Зайцев в течение 40 лет работал с детьми – в школах, в детских садах и даже в интернате для умственно отсталых детей. Он учил русскому языку. Зайцев не мог не видеть, что в нашей стране год от года увеличивается число молодых людей, после окончания школы не слишком уверенно владеющих родным языком и имеющих весьма приблизительные представления о математике. Он задумался, можно ли исправить сложившуюся ситуацию, причины которой нужно искать в раннем детстве. Итогом многолетней работы стала оригинальная система обучения не только чтению на русском и английском языке, но и математике. Первое правило для родителей, которые хотят познакомиться с методикой: во время занятий ребёнок должен чувствовать себя естественно, а для него нет ничего естественнее, чем желание поиграть. Второе правило (основной принцип) – дать ребёнку всё и сразу. В этом отличие методики Зайцева от многих других: при обучении чтению ребёнок знакомится сразу со всеми складами русского языка, при обучении счёту – со всеми числами, до ста, а потом и до миллиона. Почему всё сразу? Во-первых – почти все кубики понадобятся для того, чтобы начать писать самые разные слова. Во-вторых, по мнению Зайцева ребёнку проще играть с большим объёмом знаков- символов, а учиться маленькими порциями и скучнее, и труднее. Зайцев предлагает не развивающие игры, а превращает игры в увлекательные занятия. Представления о русском языке ребёнок получает, играя с кубиками и настенными таблицами, на которых написаны склады. С помощью кубика, на который нанесены буквы, малыш может поиграть в русский язык: рассмотреть, повертеть в руках, ощутить вес, переставить, заменить. А в таблицах для обучения чтению и счёту, грамматике русского и английского языков, самые сложные правила и законы благодаря оригинальной системе становятся понятными и легко запоминаются. Кроме того, таблица – своеобразный тренажёр для улучшения осанки. Для того, чтобы найти нужное решение, к ней придётся подойти. Поэтому ребёнок в течение всего занятия двигается, а не сидит, сгорбившись за партой. Кубики Зайцева Зайцев разработал совершенно уникальную методику обучения чтению на основе оригинальных складовых кубиков. Эти необычные кубики различаются по весу, цвету, объёму, звучанию. Кубики наполняются соответствующим материалом, в зависимости от склада (звонкие - железками; глухие - деревяшками; "золотые", гласные - медными монетками, большие кубики – с твёрдыми складами, маленькие – с мягкими складами). «Золотые» кубики будут звенеть, «железные» – греметь, а «деревянные» – глухо постукивать. За определенными буквами закреплены определенные цвета, что помогает на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. В основе системы обучения чтению по Зайцеву лежит очень простая идея: элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад. Склад – это аналог прямого слога. Склады могут совпадать со слогами, но это необязательно.( слово ВДРУГ- 1слог, но 4 склада – В-Д-РУ-Г). Склад может состоять из гласного и согласного; из согласного и твёрдого или мягкого знаков, только из согласного, только из гласного. Два согласных или два гласных звука склада не образуют. Склад запоминается быстрее, чем буква, ребёнок видит склад и произносит его. Это позволяет быстрее научиться читать. Изначально методика предназначалась для двухлеток и в основном для обучения в группе, в садике. Но предприимчивые родители стали применять ее для своих детей почти с новорожденного возраста, и это тоже давало хорошие результаты (ребенок начинал говорить и одновременно читать). В комплект с кубиками входят также соответствующие таблицы, по которым те же склады можно пропевать, что значительно увеличивает эффективность обучения. Фантазируйте, будьте внимательны к интересам ребенка – и успех Вам гарантирован! |
|