Вторник, 26.11.2024, 00:38
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2009 » Ноябрь » 26 » Методика Марии Монтессори
00:25
Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори 1870-1952) - женщина, целиком посвятившая свою жизнь детям, родилась в Италии в середине 19 века и была первой в истории этой страны женщиной-доктором медицины. Марию Монтессори называли главным реформатором педагогики 20 века. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило ее, что она писала: "... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?". После Мария Монтессори перенесла свой метод на здоровых детей. Педагогика Марии Монтессори родилась из живого наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями.

Методика Марии Монтессори основана на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.

Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая состоит из трех пунктов: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок, вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок упражняет свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз: "помоги мне это сделать самому".

В первые годы жизни ребёнок хочет ближе познакомиться с окружающими его вещами, уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений. Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая потребности ребёнка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребёнка. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребёнок ясно понимал цель своей деятельности. Для того, чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, завязывание бантов, уход за цветами, чистка ботинок, приготовление завтрака. Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных дел Монтессори - материал привлекает ребенка тем, что соответствует его естественным желаниям в том или ином возрасте. Монтессори заметила, например, что малыши 2-3 лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом стремлении, развивающих моторику малыша, его мышление (это рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, другие материалы). Весь Монтессори - материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать ребенку на его ошибки, тем самым у ребенка не ущемляется чувство собственного достоинства, он уверен в своих силах.

Можно придумывать довольно интересные игры и занятия "по-Монтессори", не имея вообще никакого специального оборудования, познакомившись с основными направлениями метода и проявив немного фантазии.

Основные принципы методики Марии Монтессори:
- Игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.
- Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.
- Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
- Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки.
- Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности, это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов.
Категория: Развивающие методики | Просмотров: 1025 | Добавил: kleschov | Теги: Методика Марии Монтессори | Рейтинг: 0.0/0