15:02 Методика Глена Домана |
Глен Доман - военный врач, основатель "Института ускоренного развития ребенка", в конце сороковых годов двадцатого века занимался обучением детей с тяжелым поражением нервной системы. Результаты оказались ошеломляющими - парализованные дети постепенно начали двигаться, затем ползать, карабкаться и, наконец, ходить и бегать - причем точно так же, как это делают здоровые дети. Стимулируя зрение, Глен Доман добивался активизации деятельности мозга в целом. Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы со здоровыми детьми. Доман пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. "Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года" - считает Доман. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их "мягкой революцией" в науке. Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Глен Доман постулирует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний. Карточки предъявляются очень быстро - в течение нескольких секунд, а таких уроков в день - десятки. Обучение чтению проводится целыми словами - предъявляется карточка с изображением какого-либо предмета, хорошо знакомого ребенку, под карточкой крупно написанное название предмета. В дальнейшем материал усложняется, вводятся все новые слова, затем предъявляются карточки только с текстом. В итоге малыш "перескакивает" через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова. Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры. Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. Цифры, как абстрактные символы, предъявляются значительно позже. Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Карточки разделяются на тематические серии. Родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого и затем в течение дня сериями показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). Важно не просто дать ребенку энциклопедические знания, но еще и рассказать, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепить примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка). Полезно, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказках, песнях, играх. Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т.д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря этому ребенок развивается гораздо быстрее сверстников. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману. Доман разработал целую систему физического развития детей. Дети, которых пеленали в младенчестве, более апатичны и неуверенны в себе по сравнению с детьми, которым позволяли и помогали двигаться так, как они хотят. Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Ваш малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше будет его интеллект. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались только динамической гимнастикой уже были развиты значительно лучше своих сверстников. Ведь чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш. Целью, которую поставил себе Доман, является - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей". Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. Результаты занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их «детьми Возрождения». Глен Доман призывает родителей уважать ребенка, заниматься его развитием и обучением, дать возможность достичь лучшего из того, чего можно, но самое главное – необходимо понять, что "чудо - в самом ребенке, а не в методике". |
|