09:18 Дети - Родители |
Построение и развитие этих отношений – целое искусство, требующее много
эмоциональных, временных затрат. А в наше время они являются роскошью.
Родители в вечном поиске, где бы заработать, в постоянной занятости
собой. Практически не находят времени для общения с детьми, не говоря
уже про близкие отношения. Все их затраты на отношения могут выразиться
в предложениях: «Ну что там у тебя в школе? Двойку получил(а). Все
наказан(а). Господи, почему у всех дети как дети, а у меня кто?» и т.д.
Это одна картинка отношений, свойственная малообеспеченным слоям. Вторая картинка соответствует семьям с достатком.
Но, чтобы в этом мире были рядом близкие люди, которым был интересен твой внутренний мир. Причем, безусловно (без условий) интересен. Как это? Примером может служить любовь матери к ребенку, когда он важен сам по себе, а не своими достижениями и успехами. Да, несомненно, успехи дают возможность родителям гордиться своим ребенком. Но это все вторично. Первично – это безусловная любовь. В детстве можно часто наблюдать такую картину, когда близкие люди говорят ребенку: «Я не буду тебя любить, если ты не сделаешь то-то…». Т.е. существует какое-то условие, при котором возможна любовь к ребенку, а при каком-то нет. Что за избирательность чувств родителей? Да это и не любовь – это манипуляция. Или такое высказывание «Я отдам тебя в интернат- ты плохой (ая)». Ребенок не понимает в чем его плохость, он еще не успел и пожить, а уже плохой. Просто родителям некогда разобраться со своими чувствами и они готовы вылить на своего ребенка, на его неокрепшую психику все свои переживания. И с самого детства ребенок начинает выполнять условия, при которых его бы любили и при этом теряя самое главное – Себя, свою сущность, свои желания, свои чувства, свою самостоятельность.
Чужое мнение, указание других людей становятся ориентиром его жизни. И мало кто из родителей задумывается о том, какой вклад сделали они в развитие психики ребенка, в становление его как личности. В старости они удивляются, что дети начинают их точно также условно любить. Да и не только в старости. «Что посеешь – то пожнешь!» Мне очень нравится такое высказывание: «Дети – это драгоценный сосуд, который дан нам на хранение в течение жизни». И это действительно так, если мы задумываемся об этом. В этот сосуд иногда можно что-то осторожно влить, а иногда осторожно отпить. И эти процессы взаимно обогащают и родителей и детей. Как противно слышать, когда какой-то родитель говорит своему чаду: «Да что ты знаешь, вот проживешь сколько Я, тогда и поговорим» или «Яйца курицу не учат». Еще в древности философы не смогли установить, что первично яйцо или курица. На самом деле тот родитель, который говорит ребенку такие слова, просто защищается от каких-то чувств и не берет ответственность на себя за них, а просто переносит на своего ребенка.
Проблема многих родителей, что они сами не умеют обращаться с чувствами. Ведь человеку в дар дана возможность переживать большой спектр чувств, как положительных (радость, нежность, любовь, удовольствие), так и негативных (злость, досада, грусть, ненависть, боль). Без них наша жизнь теряет краски.
И что в результате? Где диалог? Где контакт? Где отношения? Дети и родители остаются в изоляции, так и не найдя той тропинки к сердцу друг друга. Почему? Да потому, что это очень сложно. Ведь чтобы быть в отношениях с близким человеком, для этого надо что-то предложить – свою искренность, поддержку, заботу, любовь, слабость и т.д. А для этого, Во-первых, в себе надо иметь эти составляющие, чтобы дать.
Во-вторых, могут и не взять или взять, но не все. То ли ситуация не располагает, то ли внутренне не готов, еще время надо. Построение отношений – это двухсторонний процесс, и если одна сторона не готова участвовать, тогда еще надо развить в себе терпение, родители. Оно поможет выдержать путь постепенного приближения к ребенку, познания его. И так шаг за шагом, удача за неудачей и путь будет пройден. Но главное, чтобы найти путь к сердцу своего ребенка, разберитесь сначала в себе, родители!! |
|